О суде

mas

Созданный 12 апреля 1994 года Международный арбитражный суд при БелТПП(далее – МАС при БелТПП) является постоянно действующим международном арбитражным (третейским) судом, осуществляющим свою деятельность в соответствии с Законом Республики Беларусь от 9 июля 1999 года «О международном арбитражном (третейском) суде»Согласно статье 1 названного Закона международным арбитражным (третейским) судом является создаваемая в целях рассмотрения соответствующих споров постоянно действующая арбитражная (третейская) организация или третейский орган, специально образуемый по соглашению сторон спора вне постоянно действующей арбитражной (третейской) организации для рассмотрения отдельного спора (международный арбитражный суд для рассмотрения конкретного спора ad hoc).

funk
ФУНК Ян Иосифович — Председатель суда.

Постоянно действующий международный арбитражный суд является юридическим лицом, имеет свой устав и подлежит государственной регистрации в порядке, определяемом законодательством Республики Беларусь.

Согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь  от  27 декабря 1999 года № 2013 государственная   регистрация   постоянно   действующих международных арбитражных   (третейских)   судов   осуществляется Министерством юстиции Республики Беларусь, которое своим постановлением от 25 февраля 2000 года  № 41 утвердило  Положение  о государственной регистрации постоянно действующих международных арбитражных (третейских) судов.

Международный арбитражный суд при БелТПП, будучи постоянно действующим международным арбитражным (третейским) судом, учрежденым Белорусской торгово-промвышленной палатой 12 апреля 1994 года, получил статус  юридического лица 9 августа 2000 года.

В соответствии с Уставом Международного арбитражного суда при БелТПП в его структуру входят: арбитры, Президиум, Председатель и структурные позразделения.

Свод правил, регулирующих организацию МАС при БелТПП и процесс разрешения споров,  содержится в его Регламенте.

В настоящее время действует Регламент, утвержденный постановлением Президиума Белорусской торгово-промышленной палаты от 17 марта 2011 года, вступивший  в силу с 5 апреля 2011 года)

Специфика МАС при БелТПП заключается  в отнесении к его компетенции при наличии арбитражного соглашения как  гражданско-правовых споров между любыми субъектами права, возникающих при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если  местонахождение или местожительство хотя бы одного из них находится за границей, так и внутренних споров экономического характера,  возникающих между субъектами Республики Беларусь.

Среди особенностей рассмотрения в МАС при БелТПП споров как международного характера, так и внутренних споров, возникающих между субъектами Республики Беларусь, можно выделить следующие.

1. Участие сторон споров в формировании состава  суда.

ПЕРЕРВА Инна Владимировна – начальник информационно-консультационного центра
ПЕРЕРВА Инна Владимировна – начальник информационно-консультационного
центра

Сторонам предоставлена возможность принять участие в формировании рассматривающего возникший между ними спор состава суда посредством определения как количественного состава суда, так и выбора конкретных лиц в качестве основного и запасного арбитра.

В соответствии со статьей 16 Закона Республики Беларусь «О международном арбитражном (третейском) суде» количественный состав международного арбитражного суда для разрешения спора определяется соглашением сторон, а при отсутствии такого соглашения включает трех арбитров.

Регламент МАС при БелТПП содержит более конкретные нормы по данному вопросу. Так, согласно статье 5 Регламента  МАС при БелТПП спор может разрешаться в данном суде в составе одного или трех арбитров. Количественный состав суда определяется соглашением сторон, а при отсутствии такого соглашения включает трех арбитров.

Согласно статье 6 Регламента МАС при БелТПП в случае, если стороны договорились о разрешении спора единоличным арбитром, они называют избранных ими по взаимному согласию конкретных лиц в качестве основного и запасного арбитров.

Если договоренности об основном и запасном единоличном арбитре в течение 30 дней со дня получения ответчиком копии искового заявления достигнуть не удалось, их назначает Председатель МАС при БелТПП.

При рассмотрении споров между субъектами Республики Беларусь без применения упрощенной процедуры срок для достижения сторонами договоренности составляет 15 дней. При недостижении сторонами соглашения в указанный срок основного и запасного единоличного арбитра назначает Председатель МАС при БелТПП.

Статьей 7 Регламента МАС при БелТПП предусмотрено, что при  коллегиальном составе суда истец в исковом заявлении называет основного и запасного арбитров со своей стороны, ответчик сообщает об избрании им основного и запасного арбитров со своей сторон в течение 30 дней со дня  получения копии искового заявления, а при рассмотрении споров между субъектами Республики Беларусь без применения упрощенной процедуры – в течение 15 дней со дня получения им копии искового заявления.

Если основные и запасные арбитры в указанные сроки не избраны сторонами, их назначает Председатель МАС при БелТПП.

2. Возможность выбора конкретного лица в качестве арбитра.

МИЛЬКОТА Галина Павловна – главный бухгалтер

Суд таков, таковы его арбитры.

В соответствии со статьей 17 Закона Республики Беларусь «О международном арбитражном (третейском) суде» никто  не  может  быть  лишен  права  стать  арбитром из-за его гражданства или подданства, если стороны не договорились об ином.

В МАС при БелТПП существует Рекомендательный список арбитров, в котором в настоящее время значатся 73 арбитра, 39 из них — известные белорусские юристы, как ученые, так и практики, а также арбитры из Австрии, Великобритании, Литовской Республики, Республики Казахстан, Республики Молдова, Республики Польша, Российской Федерации, Украины, ФРГ,  Франции и Чешской Республики.

В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Регламента МАС при БелТПП для разрешения споров истцы и ответчики вправе по своему усмотрению выбирать арбитров из Рекомендательного списка арбитров МАС при БелТПП.

Вместе с тем в данной норме указывается, что сторонам принадлежит право избирать в качестве арбитров лиц, которые не значатся в Рекомендательном списке арбитров МАС при БелТПП.

Однако для разрешения споров между субъектами Республики Беларусь в качестве арбитра может быть назначено только лицо, включенное в Рекомендательный список арбитров МАС при БелТПП. Аналогичное требование установлено и в отношении арбитра-председателя.

Арбитром, запасным арбитром, а также основным или запасным арбитром-председателем может быть избрано (назначено) с его согласия только дееспособное физическое лицо, имеющее достаточную профессиональную подготовку и необходимые личные качества (пункт 2 статьи 5 Регламента МАС при БелТПП).

При этом арбитром может быть избран как гражданин Республики Беларусь, так и иностранный гражданин, однако избрание иностранного гражданина возможно лишь в случае, если избравшая его сторона в десятидневный срок с момента избрания уплатит аванс на издержки, связанные с участием такого арбитра в  рассмотрении дела.

Таким образом, именно от стороны спора зависит, какие лица будут рассматривать спор. При этом, однако, сторона спора должна понимать, что избранный ее арбитр не является представителем стороны в процессе, а сторона его избрала лишь потому, что по  своим профессиональным и моральным качествам такое лицо действительно способно беспристрастно и законно рассмотреть соответствующий спор.

3. Беспристрастность и объективность арбитров

Одним из принципов, которым руководствуется МАС при БелТПП в своей деятельности, является принцип равенства сторон.

Реализация принципа равенства сторон достигается беспристрастностью и объективностью рассматривающих спор арбитров.

Пунктом 2 статьи 7 Регламента МАС при БелТПП предусматривается, что арбитры независимы от избравших их сторон.

В случае, если существуют обстоятельства, вызывающие обоснованные сомнения относительно беспристрастности или независимости арбитра, сторона   может заявить отвод такому арбитру.

Соответствующее право регламентировано статьей 18 Закона Республики Беларусь «О международном арбитражном (третейском) суде» и пункту 1 статьи 9 Регламента МАС при БелТПП.

Кроме того, как указывается  в тех же статье 18 Закона Республики Беларусь «О международном арбитражном (третейском) суде» и пункте 1 статьи 9 Регламента МАС при БелТПП лицо, узнав о возможном избрании (назначении) его арбитром, обязано сообщить об обстоятельствах, которые могут вызвать обоснованные сомнения относительно его беспристрастности, независимости или компетентности. Если арбитр не сделал этого до избрания (назначения), он обязан сообщить сторонам о любых таких обстоятельствах как можно ранее в ходе производства по делу.

4.  Возможность выбора применимого  права.

ЯСКЕВИЧ Анна Викторовна – специалист 1 категории
ЯСКЕВИЧ Анна Викторовна – специалист 1 категории

Частью первой статьи 36 Закона Республики Беларусь «О международном арбитражном (третейском) суде» и пунктом 1 статьи 36 Регламента МАС при БелТПП предусмотрено, что состав суда разрешает спор в соответствии с правом, которое стороны избрали в качестве применимого к существу спора.

При этом любое указание на право или систему права какого-либо государства должно толковаться как непосредственная отсылка к материальному праву этого государства, а не к его коллизионным нормам.

Таким образом, стороны при рассмотрении спора в МАС при БелТПП не связаны правом лишь Республики Беларусь, а имеют возможность применять к своим отношениям и нормы международного торгового права (Lex Mercatoria»), а также международные торговые обычаи.

5.  Возможность выбора места проведения арбитража.

При рассмотрении спора в МАС при БелТПП стороны могут по своему усмотрению договориться о месте проведения судебных заседаний.

Соответствующее право зафиксировано в части первой статьи 26 Закона Республики Беларусь «О международном арбитражном (третейском) суде».

При отсутствии такой договоренности место проведения судебных заседаний определяется составом суда с учетом обстоятельств дела и мнения сторон.

Согласно ст. 27 Регламента МАС при БелТПП если стороны не договорились об ином, арбитражное разбирательства проводится,  как правило, в помещении МАС при БелТПП по адресу:

Ул. Коммунистическая, д. 11, комн. 320, 220029,  г. Минск,

Тел /факс: (0172) 88-20-76; тел.: (0172) 88-20-67.

6.  Возможность выбора языка арбитражного разбирательства.

Пункт 15 Регламента МАС при БелТПП содержит положение о том, что язык судебного разбирательства определяется соглашени­ем сторон с учетом возможностей арбитров. Если соглашение не достигну­то, дело рассматривается на белорусском или русском языке.

Частью первой статьи 27 Закона Республики Беларусь «О международном арбитражном (третейском) суде» также регламентируется возможность достижения сторонами соглашения о языке судебного разбирательства.

Если одна из сторон или ее представитель не владеет языком, на котором рассматривается дело, суд по ее просьбе и за ее счет обеспечи­вает услуги переводчика (часть вторая ст. 15 Регламента МАС при БелТПП).

7. Конфиденциальность рассмотрения дел.

В отличие от принципа гласности рассмотрения споров в соответствии со статьей 3 Закона Республики Беларусь «О международном арбитражном (третейском) суде» конфиденциальность рассмотрения дел является одним из принципов деятельности МАС при БелТПП.

Как правило, данный принцип понимается  как разбирательство дела в рамках закрытого судебного заседания  (не публичности процесса), если состав суда по просьбе или с согласия сторон не принял решение рассмотреть его публично.

Так, согласно пункту 1 статьи 16 Регламента МАС при БелТПП разбирательство дела ведется конфиденциально. При рассмотрении спора состав суда с согласия сторон может допустить в судебное заседание и других лиц, кроме сторон и их представителей.

Участники же закрытых заседаний обязаны хранить в тайне всю полученную по делу информацию, о чем предупреждаются единоличным арбитром или арбитром-председателем (пункт 3 статьи 16 Регламента МАС при БелТПП).

Таким образом, если субъекты в силу различных причин, и прежде всего, сохранения своего имени на соответствующем товарном рынке, не желают привлекать внимание к своим спорам, то «негромкая процедура» в МАС при БелТПП представляет наиболее предпочтительной.

8. Возможность определить порядок разбирательства дела.

В отличие от детально урегулированной процедуры рассмотрения споров в государственных судах стороны могут по своему усмотрению договориться о порядке разбирательства дела в МАС при БелТПП при условии соблюдения положений Закона Республики Беларусь «О международном арбитражном (третейском) суде».

При отсутствии такой договоренности состав суда ведет разбирательство дела в том порядке, который признает необходимым для обеспечения вынесения законного и обоснованного решения, учитывая при этом мнение сторон (пункт 2 статьи 25 Закона Республики Беларусь «О международном арбитражном (третейском) суде»).

Аналогичная норма содержится в пункте 2 статьи 31 Регламента МАС при БелТПП.

Как частью первой статьи 32 Закона Республики Беларусь «О международном арбитражном (третейском) суде», так и пунктом 2 статьи 28 Регламента МАС при БелТПП предусматривается право сторон договориться о рассмотрении дела только на основе документов и иных письменных материалов.

Однако, следует помнить о том, что если в ходе рассмотрения дела состав суда придет к выводу, что имеющиеся письменные доказательства недостаточны для вынесения обоснованного решения, он отменяет свое определение о рассмотрении дела на основе только письменных материалов и проводит устное разбирательство (пункт 4 статьи 28 Регламента МАС при БелТПП.

Таким образом, в МАС при БелТПП никакие процессуальные аспекты не мешают ни сторонам, ни суду надлежащим образом рассмотреть возникший спор.

9. Срок для рассмотрения дела и вынесения решения.

Согласно статье 14 Регламента Международного арбитражного суда при БелТПП состав суда обязан рассмотреть дело и вынести решение не позднее 6 месяцев с момента его формирования.

По обоснованному ходатайству единоличного арбитра или арбитра-председателя Председатель МАС при БелТПП может продлить названные сроки.

Решение по спору между субъектами Республики Беларусь без применения упрощенной процедуры должно быть вынесено не позднее 3 месяцев с момента формирования состава суда, а с применением упрощенной процедуры — в течение трех месяцев с момента  формирования состава суда.

10. Гибкая система оплаты арбитражного сбора

Арбитражный сбор в Международном арбитражном суде при БелТПП является одним из самых низких по сравнению со ставками иных международных арбитражных судов.

Шкала арбитражного сбора для рассмотрения споров международного характера и для рассмотрения внутренних споров содержится в статье 50 Регламента МАС при БелТПП.

Минимальная ставка арбитражного сбора по спору международного характера при цене иска до 5 000  евро составляет 700 евро.

При цене иска в пределах от 5 001 до 10 000 евро размер арбитражного сбора рассчитывается следующим образом:  700 евро + 5,5% от суммы, превышающей 5 000 евро.

При цене иска в пределах от 10 001 до 25 000 евро размер арбитражного сбора равен 975 евро + 5,5% от суммы, превышающей 10 000 евро.

При цене иска в пределах от 25 001 до 50 000 евро размер арбитражного сбора составляет 1 800 евро + 5% от суммы, превышающей 25 000 евро.

Для внутренних споров статьей 50 Регламента МАС при БелТПП установлена отдельная шкала арбитражного сбора.

Например, при цене иска до 1 000 базовых величин арбитражный сбор равен 50 базовым величинам.

Сумма арбитражного сбора подлежит уменьшению на 30 процентов, если дело рассматривает единоличный арбитр.

При рассмотрении споров по упрощенной процедуре размер арбитражного сбора подлежит уменьшению на 30 процентов (так как  дело рассматривает единоличный арбитр), а также снижается еще на 10 процентов (пункты 3 и 4 статьи 50 Регламента Международного арбитражного суда при БелТПП).

Однако в любом случае сумма арбитражного сбора не может быть ниже 50 базовых величин.

Размер арбитражного сбора при рассмотрении как внутренних споров, так и споров международного характера, увеличивается на ставку налога на добавленную стоимость, предусмотренную законодательством Республики Беларусь.

11. Окончательность решений Международного арбитражного суда при БелТПП.

Решения Международного арбитражного суда при БелТПП не подлежат пересмотру по существу спора.

Согласно части третьей статьи 41 Закона Республики Беларусь «О международном арбитражном (третейском) суде»)  решения Международного арбитражного суда при БелТПП являются окончательными, вступают в законную силу с момента их вынесения и могут быть  обжалованы    лишь    путем    подачи    в     экономический суд г. Минска  ходатайства  об отмене по основаниям, перечисленным в статье 43 Закона Республики Беларусь «О международном арбитражном (третейском) суде» и имеют, в основном,  процессуальный характер.

12. Наличие международной нормативно-правовой базы для признания и/или приведения в исполнение решений МАС при БелТПП за пределами Республики Беларусь.

В соответствии с Конвенцией ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (г. Нью-Йорк, 1958 год)  решения Международного арбитражного суда при БелТПП признаются и исполняются более чем в 140 иностранных государствах.

В отличие от решений МАС при БелТПП решения государственных судов Республики Беларусь исполняются на территории иностранных государств лишь при наличии международных соглашении между Республикой Беларусь и соответствующим государством или в соответствии  с принципом международной вежливости и взаимности, который даже при наличии соответствующего указания в национальных законодательствах не всегда соблюдается судами.

13. Наличие национальной нормативно-правовой базы для  исполнения решений МАС при БелТПП на территории Республики Беларусь.

Исполняются решения МАС при БелТПП в порядке, который установлен главой 29 ХПК Республики Беларусь, а также Постановлением Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 23 декабря 2014 года № 18 «О применении судами законодательства о признании и исполнении решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений».